Судебная практика по нарушениям валютного законодательства: важные детали решения

Верховный Суд Российской Федерации 26 июня 2024 года утвердил Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот документ призван разъяснить ряд вопросов, возникающих при рассмотрении дел о нарушении валютного законодательства.

Основные положения статьи 15.25 КоАП РФ

Статья 15.25 КоАП РФ регулирует ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. В частности, она предусматривает штрафы за несвоевременное представление отчетности по валютным операциям, незаконные переводы валютных средств и другие нарушения.

Ключевые моменты Обзора

Разъяснение понятий: Верховный Суд уточнил определения ряда терминов, используемых в статье 15.25 КоАП РФ, что поможет судам более точно квалифицировать действия участников экономической деятельности.

Примеры правоприменения: В документе приведены конкретные примеры из судебной практики, которые иллюстрируют различные аспекты применения статьи 15.25 КоАП РФ.

Рекомендации по назначению наказаний: Верховный Суд дал рекомендации относительно того, какие факторы следует учитывать при назначении административных наказаний за нарушения валютного законодательства.

Практическое значение для бизнеса и граждан

Для бизнеса: Компании смогут лучше понимать требования законодательства и избегать ошибок при проведении валютных операций.

Для граждан: Физические лица получат ясное представление о своих правах и обязанностях в сфере использования иностранной валюты.

Примеры из реальной жизни

В обзоре приводятся случаи из реальной судебной практики, приведём некоторые из них:

  1. Продажа б/у автомобиля резидентом-юрлицом нерезиденту - физическому лицу за наличный расчет влечет административную ответственность, в случае, если автомобиль приобретался для использования в предпринимательской деятельности физического лица.
  2. Продажа квартиры резидентом-юрлицом нерезиденту - физическому лицу за наличный расчет влечет административную ответственность, если стороны заключат договор купли-продажи недвижимости (параграф 7 главы 30 ГК РФ), а не договор розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ)
  3. Возврат денег по договору займа нерезидентом резиденту без использования банковского счета является административным правонарушением в случае, если займ не является потребительским.
  4.  Выплата стипендий и/или зарплат нерезиденту наличными, в том числе в случаях, когда нерезидент уклоняется от открытия счета в банке, повлечет ответственность для резидента. В данному случае Верховный суд РФ особенно отметил, что реализация норм трудового права должна осуществляться в соответствии с положениями не только трудового законодательства, но и других нормативных правовых актов, в том числе Закона о валютном регулировании и работодатель мог истребовать сведения о счете до подписания трудового договора с работником-нерезидентном.
  5. Резидент будет привлечен к ответственности при нарушении учета в банке внешнеэкомического контракта, по которому проводились валютные операции. Здесь высшая судебная инстанция рассмотрела пример спора, когда резидент поставил на учет контракт в одном банке, затем представил дополнительное соглашение о расторжении и снял его с учета, однако после этого этот же контракт поставил на учет в ином банке. Данные действия признаны недопустимыми и общество было привлечено к ответственности налоговым органом, суды поддержали данную позицию.
  6. Оплата на счет резиденту без наличия оказанных услуг по внешнеэкомическому контракту повлечет ответственность для резидента
  7. Не будет являться нарушением валютного законодательства получение резидентом наличной валюты в счет компенсации местных расходов при реконструкции объекта за границей РФ
  8. Резидента не привлекут к ответственности, если банки отказали ему открыть счет для расчета с нерезидентом по внешнеторговому контракту. В этом случае не будет вины должностного лица и юрлица.
  9. Если нерезиденту простить долг за неввезёные товары, то резиденту грозит ответственность.
  10. Нельзя привлечь резидента к ответственности за уплату аванса нерезиденту по заключенному контракту
  11. Не является нарушением законодательства в области валютного регулирования невозвращение в Россию уплаченных нерезиденту денег из-за ввоза товара в меньшем размере, обусловленном естественной убылью.
  12. Не будет вины резидента, если он принял все зависящие от его меры для возвращения в РФ денег, уплаченных нерезиденту. Здесь суд привел пример, когда компания обращалась в посольство нерезидента и в торговое представительство России в стране нерезидента за помощью в такой ситуации, а после получила решение суда о присуждении денежных средств, однако деньги не были возвращены в связи с тем, что руководитель компании-нерезидента был осужден к лишению свободы, а имущество компании было арестовано.
  13. Срок давности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ нужно исчислять со дня совершения валютной операции, а не со дня ее обнаружения уполномоченным органом.
  14. Срок давности за невозвращение в Россию денег за неввезенный товар в случае, если срок такого возврата условиями контракта не определен, а срок поставки товара в контракте определен периодом со дня, следующего за днем осуществления авансового платежа, будет исчисляться после окончания срока поставки, который указан в договоре.
  15. Если будет обнаружено в рамках одной проверки несколько административных правонарушений по ч. 1 ст. 15.25, то дела подлежат объединению и наказание будет исчисляться из суммы всех валютных операций, но не более максимальной суммы, установленной кодексом.

Утверждение нового Обзора судебной практики по применению статьи 15.25 КоАП РФ является важным шагом на пути к улучшению правоприменительной практики в области регулирования валютных операций в России. Этот документ предоставляет четкие руководства как для судей и юристов.

Надеемся на то, что эти разъяснения помогут минимизировать количество ошибок при совершении валютных операций и способствуют более справедливому рассмотрению дел о нарушениях в этой области.

  • 36